ENG Новый сайт

Расширенный поиск

[ Новые сообщения · Пользователи · Правила ]
Форум » SpaceEngine » Состояние разработки » Классификация планет
Классификация планет
Digit1990Дата: Среда, 20.07.2011, 15:31 | Сообщение # 16
Исследователь
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Сообщений: 260
Награды: 0
Статус: Offline
Маленький ледяной ад (Small Hadean)
подобные западные языковые стандарты надо чем-то заменять

иначе Вселенную можно назвать - Гигантским пустым адом


Per aspera ad Astra
ШворцДата: Среда, 20.07.2011, 16:33 | Сообщение # 17
Нет аватара
Наблюдатель
Группа: Новички
Российская Федерация
Сообщений: 7
Награды: 0
Статус: Offline
Честно говоря, ничего другого просто не пришло в голову... В оригинале - Hadean - производное от Hades (Гадес - царство мёртвых по древнегреческой мифологии). Как это адекватно перевести на русский... Гадский? По логиче верно, но - "не поймут-с..."
Может быть, можно было бы назвать его просто "мёртвым миром", но это тоже не совсем верно, т.к. мёртвый - значит лишённый жизни, а базжизненными являются и многие другие категории планет...
Digit1990Дата: Среда, 20.07.2011, 22:55 | Сообщение # 18
Исследователь
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Сообщений: 260
Награды: 0
Статус: Offline
Может быть "Маленькая ледяная стерва" smile

Per aspera ad Astra
AerospacefagДата: Четверг, 21.07.2011, 00:53 | Сообщение # 19
Строитель Миров
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Сообщений: 1019
Награды: 3
Статус: Offline
Hadean - это английское название периода формирования Земли, когда на ней не было кислородной жизни и осадочных отложений. Мертвое царство, одним словом.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Катархей


Win7
Intel Core i5-2310 2.9 Ghz
4 Gb DIMM DDR3
Asus GeForce GTX760, 2 Gb GDDR-5
Digit1990Дата: Четверг, 21.07.2011, 12:28 | Сообщение # 20
Исследователь
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Сообщений: 260
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (Aerospacefag)
Мертвое царство, одним словом.

"Маленькая холодная покойница" smile


Per aspera ad Astra
SpaceEngineerДата: Четверг, 21.07.2011, 14:27 | Сообщение # 21
Автор Space Engine
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Сообщений: 5547
Награды: 55
Статус: Offline
Так как предлагаете назвать классы по размеру?

  • карликовый
  • субкарлик
  • стандартный (нормальный)
  • субгигант
  • гигант


ШворцДата: Четверг, 21.07.2011, 16:40 | Сообщение # 22
Нет аватара
Наблюдатель
Группа: Новички
Российская Федерация
Сообщений: 7
Награды: 0
Статус: Offline

  • астероид
  • планетоид
  • малая планета
  • планета
  • большая планета
  • газовый гигант (по классификации GURPS после large идут только газовые гиганты)

Добавлено (21.07.2011, 16:40)
---------------------------------------------
кстати, нашёл ещё в сети какую-то классификацию планет по Доллану (перевод). Там очень много типов и подтипов, но всё довольно подробно расписано...

а ещё есть классификация планет, принятая во вселенной StarTrek: http://www.ncc-2117.strpg.ru/data-planets.html

SpaceEngineerДата: Четверг, 21.07.2011, 23:37 | Сообщение # 23
Автор Space Engine
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Сообщений: 5547
Награды: 55
Статус: Offline
Для "малая планета" уже есть общепринятый термин "карликовая планета". Аналогично звёздам и галактикам (например красный карлик, карликовая эллиптическая галактика и т.д.). Есть ещё термин, придуманный Айзеком Азимовым - мезопланета, тело, меньше Меркурия, но крупнее Цереры.
Нужно ещё как-то назвать планеты типа Урана и Нептуна. Встречал такие названия: ледяной гигант (общепринятое), субгигант, субюпитер (subjovian).

Quote (Шворц)
кстати, нашёл ещё в сети какую-то классификацию планет по Доллану (перевод)

Интересно, поизучаю.

Quote (Шворц)
а ещё есть классификация планет, принятая во вселенной StarTrek

Ну а тут совершенно неинформативно, и не видно по какому критерию планеты разбиваются на классы. Одна буква не несёт никакой информации. Придётся запоминать, какая буква что значит. Вон для звёзд гарвадскую классификацию не все могут запомнить (OBAFGKM).


ШворцДата: Пятница, 22.07.2011, 12:16 | Сообщение # 24
Нет аватара
Наблюдатель
Группа: Новички
Российская Федерация
Сообщений: 7
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (SpaceEngineer)
Нужно ещё как-то назвать планеты типа Урана и Нептуна. Встречал такие названия: ледяной гигант (общепринятое), субгигант, субюпитер (subjovian).


Как человек, чьи познания в астрономии ограничиваются 2-3 прочитанными некогда популярными книжками (как, я полагаю, и большая часть остальных нынешних и будущих пользователей программы) я бы из этого списка голосовал за "субгигант", как наиболее простое и понятное определение. smile
UlmoДата: Четверг, 11.08.2011, 03:09 | Сообщение # 25
Космический пилот
Группа: Пользователи
Беларусь
Сообщений: 88
Награды: 0
Статус: Offline
В дополнении к GURPS 4E еще есть:
url=http://www.gaianar.com/Downloads/Random%20Star%20Generator.pdf]Random Star Generator[/url] для игровой системы World of Gaianar;
Star System Generator (Larry Moore) для системы Frontier Space;
Star System Generator v2.0 тоже для Frontier Space, причем он не смотря на 2 версию дает меньше характеристик чем предидущий;
Rogue Trader Star System Creation Guide для системы Rogue Trader в мире Warhamer40к

Собственно наиболее полные по числу даваемых параметров это GURPS и Rogue Trader. Если их объединить получится почти идеальный вариант. В GURPS при расчете температуры не учитывается угол наклона, в отличии от Rogue Trader. Еще в Rogue Trader есть возможность добавить захваченные планеты с иррегулярными орбитами. И там и там при расчете температур не учитывается эксцентриситет орбит и период вращения, как для планет с большим периодом вращения или в спин-орбитальном резонансе.

Касательно классификаций планет, я бы разделял их по размерам:

  • Астероиды - тела неправильной формы, размером меньше 300 км
  • Карликовые планеты (планетоид) - тела размером более 300 км, сферической или близкой к сферической формы, не способные иметь атмосферу. Можно либо ограничить размерами - меньше 5000км, и массой - меньше 0,05 массы земли. Или скоростью убегания (второй космической) - 4км/с
  • Планеты - больше чем карликовые планеты, обладают поверхностью.
  • Субгиганты - газовые гиганты обладающие значительным каменно-ледяным ядром
  • Газовые гиганты - газовые гиганты без значительного ядра

Все остальные нюансы, вроде пустынной, водной и т.п. даются текстовым описанием в пару предложений, получаемым на основе сгенереных характеристик: плотностью и составом атмосферы, наличием парникового эфекта, приливным разогревом недр, средних температур дня и ночи, а так-же лета и зимы (возможно для экватора, умеренного пояса и полярных регионов), наличием жидкости на поверхности (вода, метан и т.п.), наличием ледников (водяной лед и не только), эксцентриситет и минимальное и максимальное приближение к звезде, углом наклона, силой тяжести, орбитальным периодом и периодом вращения, силой тяжести и т.д.
SpaceEngineerДата: Четверг, 11.08.2011, 23:24 | Сообщение # 26
Автор Space Engine
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Сообщений: 5547
Награды: 55
Статус: Offline
Во всех этих системах используется какой-то феноменологический подход с очень маленькой вариативностью. Например, состав атмосферы разбит на 20 предопределённых моделей, и выбирается одна из них. Давление тоже заранее задано табличкой. Радиусы планет, орбит, температуры звёзд - всё задано табличками и выбор происходит рандомно, хотя некоторые параметры влияют друг на друга. Я же с самого начала подходил к задаче генерации планет физически. Давление атмосферы вычисляется из массы и радиуса планеты, радиус вычисляется из массы и химсостава планеты, химсостав вычисляется из радиуса орбиты и светимости звезды т.д. У меня как бы более научный подход, всё непрерывно, а не дискретно, как в этих моделях.

Что меня на данном этапе интересует - это как генерировать орбиты и химсостав планеты (каменистая, ледяная, газовый гигант и т.д.). Наиболее правильный физический подход - это провести симуляцию формирования планетной системыю Начальных условий всего ничего - масса звезды, масса протопланетного диска, радиус диска, относительное содержание пыли. Потом запускается симуляция: пыль слипается в планетезимали, те слипаются в протопланеты, протопланеты постепенно увеличивают массу, мигрируюя ближе к солнцу (это установленный научный факт), сталкиваются или вышвыривают друг друга из системы, самые массивные начинают поглощать газ из диска, превращаясь в газовые гиганты, гиганты быстро расчищают свои окрестности от мелких планет, и сами меняют орбиты друг друга, и так пока весь газ в диске на закончится. Дальше начинается динамическая эволюция системы, её по-мдее тоже надо симулировать, от окончания формирования планет до настоящего времени.

Проблема в том, что обычный ПК не потянет такой объём вычислений. Поэтоми приходится пока пользоваться каким-то общими соображениями и простыми моделями. Я нигде не нашёл моделей строения солнечных систем - потому что результат таких симуляций показывает, что какаих-то закономерностей вроде правила Тициуса-Боде для радиусов орбит не существует. Сейчас у меня радиусы орбит сделаны просто геометрической прогрессией плюс небольшое рандомное смещение, масса планеты не зависит от положения в системе, а химсостав зависит. Получается, что возможны системы, где маленькие планеты идут вперемешку с газовыми гигантами, причём вблизи солнца маленькие планеты каменные, вдали - ледяные (то же для спутников). Это неправльно. Я буду переделывать модель примерно так:

- генерируется начальное распределение: много маленьких каменных планет вблизи солнца, несколько газовых гигантов дальше, и много ледяных карликовых планет ещё дальше.
- планеты смещаются к солнцу (мигрируют), величина миграции пропорцинальна массе протопланетного диска (если начальная масса диска велика, многие планеты упадут на солнце, может остаться вообще один единственный горячий гигант)
- с некоторой рандомной вероятностью каменные планеты могут быть выброшены на далёкие "холодные" орбиты
- тестируется стабильность орбит: большинство маленьких планет будут выброшены гигантами из сисемы.
- далее система считается стабильной и проводится "эволюция" планет: ледяные планеты, оказавшиеся близко к солнцу, плавятся и превращаются в океаниды, а маленькие ледяные спутники вообще испаряются, каменные планеты, оказавшиеся далеко от солнца, замерзают, и т.д.


UlmoДата: Пятница, 12.08.2011, 02:40 | Сообщение # 27
Космический пилот
Группа: Пользователи
Беларусь
Сообщений: 88
Награды: 0
Статус: Offline
Эти системы рассчитаны на генерацию при помощи кубиков, потому там не очень большие разбросы в итоговых значениях, хотя мне по большому счету не сильно важно будет диаметр планеты 10000 километров или 10073. К тому-же они полезны именно как уже готовые модели, которые можно дополнять и улучшать, в том числе заменяя дискретные таблицы данных и параметров на функциональные зависимости, что полностью избавляет от дискретности.

Касательно физичности подхода. На сколько я в курсе абсолютной стопроцентно верной модели возникновения планетных систем сейчас нет. Поэтому моделировать образование планетоземалий, планет и динамическую эволюцию системы имеет смысл только в том случае, если интересно сама модель образования и развития системы, а результат во многом вторичен.

Мне например интересно сделать правила выдающие на выходе интересные, красивые, разнообразные и достаточно правдоподобные системы, как в варианте генерации кубиками, так и компьютером, однако при этом мне практически не важно точные подробности эволюции системы - пары общих особенностей конкретно данной системы будет более чем достаточно. Мне все равно не удаться сделать абсолютно достоверную модель, а значит тот -же результат можно получить более простым способом через случайности, допущения и базовые закономерности.

Что я сейчас вижу в плане расположения планет и орбит:
- Солнечная система существует, а значит расположение планет, когда газовые гиганты находятся в середине системы спустя длительный срок времени возможно
- Обнаруженные экзопланетные системы говорят, что в большинстве случаев, газовые гиганты обнаруживаются вблизи звезды
- Миграция газовых гигантов к звезде в процессе зачистки газопылевого диска, должна смести нафиг из системы любые планеты на внутренних орбитах.
- Найдены системы, где газовые гиганты похоже не образовались.
Следствие этого - генератор должен в заданной пропорции как системы с горячими гигантами, так и похожие на солнечную систему, так и без газовых гигантов. В системах с горячими гигантами возможны планеты имеющие сильно эллиптические орбиты - были выброшены на них мигрирующими к солнцу газовыми гигантами. Еще как вариант еще не устоявшаяся система для молодых звезд, когда процесс миграции и выбрасывания идет буквально на глазах (тут возможны нестыковки с реальностью, из-за того, что вроде как после вычерпывания газопылевого диска миграция останавливается)

Большие полуоси соседних планет относятся друг к другу в пределах от 1.5 до 2, при этом с достаточно большой точностью можно сказать, что ближайшие планеты находятся в орбитальном резонансе друг с другом в соотношениях 2:5, 3:5, 1:2, 1:3 и 2:3 Конечно на самом деле, точные значения соотношений орбит слегка отличаются, но общая закономерность прослеживается. Единственно, что мне не удалось пока найти всегда-ли подобные соотношения должны приводить к стабильным орбитам, тем более что пример щелей Кирквуда в поясе астероидов говорит об обратном. Влияние орбитального резонанса на расположение орбит так-же видно в системах спутников Юпитера и Сатурна, а так-же некоторых из экзопланетных систем. Пока мне кажется наиболее правильным случайным образом выбирать вариант резонанса из вышеприведенного списка, на основе его считать точную орбиту и случайным образом сдвигать ее до 10% в каждую из сторон.

Исходя из полученных орбит и светимости солнца определяется возможность существование льдов на планете и если да, то каких. Число и расположение газовых гигантов похоже должно зависеть от того, какой из вариантов системы генерируется.

Вычислять плотность атмосферы и давление исходя только из массы планеты не верно, так как уже в нашей солнечной системе есть пример Венеры, которая легче Земли, но обладает более плотной атмосферой. Как полностью по научному определить ее плотность и давление мне пока в голову не приходит - похоже исходя светимости звезды, радиуса орбиты, скорости убегания и силы тяжести должна определятся максимальная и минимальная температура с разбросом вероятностей между, после чего итоговый результат определяется случаем.


Сообщение отредактировал Ulmo - Пятница, 12.08.2011, 02:43
SpaceEngineerДата: Пятница, 12.08.2011, 03:50 | Сообщение # 28
Автор Space Engine
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Сообщений: 5547
Награды: 55
Статус: Offline
Ulmo
Ну понятно, что моделировать образование системы не получится. Не в этом десятилетии по крайней мере smile Пока придётся ограничиться рандомайзером, но сделать его результат более-менне научным. Для этого лучше смотреть результаты численного моделирования, а не результаты наблюдений, т.к. последние подвержены наблюдательной селекциии (единственная система, в которой мы знаем все большие планеты - наша). Кое-что результатам моделирования я писал в другом треде, повторю здесь:

http://www.sciencemag.org/content....C1.full

- в процессе роста планет в диске они медленно смещаются ближе к звезде (мигрируют)
- газовые гиганты возникают просто мгновенно, за какие-то сотни тысяч лет, экспоненциально увеличивая массу и выедая в диске щель
- как только возникают газовые гиганты, они выбрасывают из системы почти все мелкие протопланеты рядом с собой
- возможны небольшие планеты с орбитами дальше газовых гигантов (холодные ледяные миры в моём движке)
- очень редки небольшие планеты между солнцем и газовыми гигантами (наша Солнечная система - редкость)
- возможны небольшие каменистые планеты типа Земли на далёких орбитах (сфрмировались близко к солнцу и были выброшены на переферию мигрирующими гигантами)
- невозможны небольшие планеты между газовыми гигантами (вот их надо пофиксить в движке)
- много карликовых планет на переферии системы (аналог пояса Койпера)
- велика вероятность суперземель (2-10 масс Земли) и нептунов (10-50 масс Земли) - фактически это самые распространённые планеты
- велика вероятность горячих газовых гигантов и вообще горячих планет (Меркурий)
- велика вероятность тёплых газовых гигантов (из-за миграции к звезде), возможно с землеподобными спутниками
- велика вероятность хаотической нестабильной системы с вытянутыми и сильно наклоненными орбитами
- если масса диска большая, много планет, даже газовых гигантов, уапдут на звезду, или сформируют очень компактную резонансную систему наподобие Kepler-11
- очень много протопланет, даже газовых гигантов, выкидывается из системы с гиперболическими скоростями - блуждающих планет должно быть чрезвычайно много, в несколько раз больше, чем звёзд

Quote (Ulmo)
Обнаруженные экзопланетные системы говорят, что в большинстве случаев, газовые гиганты обнаруживаются вблизи звезды

Вот это как раз эффект наблюдательной селекции. Просто современные методы обнаружения планет наиболее чувствительны к массивным и короткопериодическим планетам.

Quote (Ulmo)
Большие полуоси соседних планет относятся друг к другу в пределах от 1.5 до 2, при этом с достаточно большой точностью можно сказать, что ближайшие планеты находятся в орбитальном резонансе друг с другом в соотношениях 2:5, 3:5, 1:2, 1:3 и 2:3

Минимальное расстояние до соседней планеты вычисляется легко, я уже использую эту простую аналитическую формулу для теста систем на устойчивость (и маленькие планеты, находящиеся между газовыми гигантами, проходят этот тест). Резонансы могут возникать во внутренних частях системы в процессе миграции. Если первая от солнца планета уже не мигрирует (газопылевый диск в её районе исчерпан), она работает как "пробка", останавилвая миграцию следующей за ней планеты на резонансной с ней орбите. Следующая останавливает следующую за ней и т.д., пока дело не дойдёт до газового гиганта, которому пофиг на всякую мелочь smile

Quote (Ulmo)
Вычислять плотность атмосферы и давление исходя только из массы планеты не верно, так как уже в нашей солнечной системе есть пример Венеры, которая легче Земли, но обладает более плотной атмосферой. Как полностью по научному определить ее плотность и давление мне пока в голову не приходит - похоже исходя светимости звезды, радиуса орбиты, скорости убегания и силы тяжести должна определятся максимальная и минимальная температура с разбросом вероятностей между, после чего итоговый результат определяется случаем.

Я просто не всё описал. Давление натмосферы вычисляется так. Берётся начальная относительная масса атмофсеры (от нуля до 10^-3), начальный средний молекулярный вес (вот это пока просто рандомное число, химией в движке пока не занимался), потом исходя из температуры и скорости убегания (котороая определяется массой и радиусом планеты) вычисляется диссипация атмосферы за время, равное возрасту системы.

Вот тут уже просматривается ещё одно требование к модели - она должа задавать начальное распределение веществ в диске. Ближе к солнцу - сислкаты и металлы, дальше к ним добавляются льды (вода, аммиак, метан), ещё дальше - водород и гелий. Начальный химсостав планеты и её атмосферы определяется содержанием веществ в диске в процессе её роста. Для простоты можно считать, что миграция не влияет на это и брать просто химсостав диска на радиусе, равном радиусу орбиты планеты. Потом рандомно производится перетасовка планет мигрирующими гигантами (или не производится, смотря какая система), и после этого вычисляются условия на планете - температура, плотность и состав атмосферы, состояние воды и других легкоплавких веществ и т.д. Зная эти параметры, выбиратеся визуальная модель для генератора текстур (пустыня, терра, ледяной мир и т.д.).


UlmoДата: Суббота, 13.08.2011, 02:39 | Сообщение # 29
Космический пилот
Группа: Пользователи
Беларусь
Сообщений: 88
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (SpaceEngineer)
Пока придётся ограничиться рандомайзером, но сделать его результат более-менне научным.
Если считать, что наблюдение всех экзосистем подпорчено наблюдательной селекцией, то придется признать что мы знаем что ничего не знаем, вернее почти не знаем. Остается найти, может где есть значение вероятностей найденых при моделирования. Тогда можно хоть как-то прикинуть шансы на распределение газовых гигантов в системе - без этого придется выбирать совсем случайно - есть они или нет. Если есть случайно ставить ближайшего к звезде, и уже дальше в зависимости от его положения в разные стороны генерить планеты.

Quote (SpaceEngineer)
Минимальное расстояние до соседней планеты вычисляется легко, я уже использую эту простую аналитическую формулу для теста систем на устойчивость
Какую? Там где притяжение от планеты будет меньше чем притяжение звезды на порядок или два?

Quote (SpaceEngineer)
Следующая останавливает следующую за ней и т.д., пока дело не дойдёт до газового гиганта, которому пофиг на всякую мелочь
Единственный вопрос, как определить ситуацию как у нас, когда Юпитер нас не скушал.

Quote (SpaceEngineer)
вычисляется диссипация атмосферы за время, равное возрасту системы.
А что делать с пополнением атмосферы во время вулканических извержений или падений ледяных астероидов/комет. Хотя я специально не оценивал, возможно это незначительный фактор.

Quote (SpaceEngineer)
Начальный химсостав планеты и её атмосферы определяется содержанием веществ в диске в процессе её роста.
А есть где-нибудь модель для построения распределния веществ? Я так сходу вспомню только неофициальную, предложенную Лариным где зависит от магнитного поля и потенциала ионизации. Если ее не считать, то по идее тогда все должно сводится к расстоянию и светимости звезды. Еще возможно стоит учитывать тот факт, что первоначальный состав облака может оказаться разным.
SpaceEngineerДата: Суббота, 13.08.2011, 04:23 | Сообщение # 30
Автор Space Engine
Группа: Администраторы
Российская Федерация
Сообщений: 5547
Награды: 55
Статус: Offline
Quote (Ulmo)
Если считать, что наблюдение всех экзосистем подпорчено наблюдательной селекцией, то придется признать что мы знаем что ничего не знаем, вернее почти не знаем.

В той статье, ссылку на которую я привел выше, проводился анализ смоделированных систем на предмет наблюдательной селекции: выбирались только те планеты, которые можно было бы обнаружить современными методами, строилась стстистика и сравнивалась с наблюдаемой. Корелляция есть, например распределение планет по периодам "двугорбое" (обычные гиганты и горячие гиганты, промежуточных мало).

Quote (Ulmo)
Какую? Там где притяжение от планеты будет меньше чем притяжение звезды на порядок или два?




Quote (Ulmo)
Единственный вопрос, как определить ситуацию как у нас, когда Юпитер нас не скушал.

Посмотри видео к статье, ролик s3. В этой симуляции масса диска и вязкость такова, что газовые гиганты медленно росли, почти не мигрировали и не сильно влияли на соседние планеты - как раз аналог нашей системы. Если масса диска будет меньше, гиганты не образуются, если больше, образуются быстро и активно мигрируют. С вязкостью наоборот. Наша система - большая редкость.

Quote (Ulmo)
А что делать с пополнением атмосферы во время вулканических извержений или падений ледяных астероидов/комет. Хотя я специально не оценивал, возможно это незначительный фактор.

Хм, это я не учёл. Возможно, достаточно добавить аналитический член, учитывающий вулканизм. Например, вычислить начальную скорость пополнения атмосферы вулканами в зависимости от массы планеты и её состава, и уменьшать экспоненциально со временем. Но приливной разогрев может изменить ситуацию, продлив вулканизм.

Quote (Ulmo)
А есть где-нибудь модель для построения распределния веществ?

Наверняка есть, я пока не в курсе.
Прикрепления: 5525331.gif (40.9 Kb)


Форум » SpaceEngine » Состояние разработки » Классификация планет
Поиск:

>